историк Диунов рассказал об эволюции военной формы в России
Стрельцы всея Руси
Началось все в 1550 году, когда «…учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси выборных стрельцов из пищалей 3000 человек, а велел им жить в Воробьевой слободе». Три тысячи по тем временам – это целая армия. Стрельцы получали жалование из казны, были обязаны регулярно заниматься обучением под руководством своих командиров. Для жилья им были отведены собственные дома, где те могли жить вместе со своей семьей. Стрельцы с самого начала получили единообразную форму. Основана она была на русской моде: длинный кафтан, шапка с меховым околышем, штаны и сапоги. Крой на протяжении полутора столетий существования стрельцов периодически изменялся. Кафтаны укорачивались и удлинялись, менялся вид рукавов, шапок, но в целом облик стрельца оставался привычным и легко узнаваемым.
Однако стрелецкое войско к концу XVII века успело устареть. Стрельцы, помимо службы, занимались ремеслами, торговлей и даже сельским хозяйством. А следовательно, страдало качество обучения, что было чрезвычайно важно для линейной тактики, где каждый солдат должен был выполнять приказы офицера с точностью автомата. Поэтому, готовясь к войне со Швецией, Петр I начал создавать новую регулярную армию, в которой солдаты занимались лишь одним делом – войной. Для полков в 1699 году придумали совершенно новую форму. Теперь уже на основе венгерского костюма. Тоже кафтаны, но покороче, с богатой расшивкой золотыми и серебряными шнурами. Мундир был очень красив, но чрезвычайно дорог и непрактичен.
Кафтаны, парики и треуголки
Поэтому примерно с 1703 года венгерские мундиры стали постепенно отменять. Им на смену пришли хорошо знакомые каждому французские кафтаны, которые были введены в европейскую моду благодаря версальскому двору «короля-солнца» Людовика XIV. Именно тогда русская армия утратила экзотику восточного стиля и приобрела длинные парики у офицеров, треуголки в качестве головного убора, камзолы и короткие штаны до колена. На ногах носили чулки и башмаки или высокие сапоги. Азиатскую саблю сменила шпага. Основным цветом русской военной формы при Петре I окончательно стал темно-зеленый.
В течение всего XVIII столетия стиль мундира в целом не менялся. Укорачивались парики, да французские кафтаны становились более узкими по немецкой моде. Это, кстати, имело экономические причины – так на мундир шло меньше дорогого сукна. Заметные перемены начались при Павле I. Во-первых, резко сменился внешний вид мундиров (и совсем не в старинном стиле Фридриха II, как об этом часто говорят), а во-вторых, в армии появились шинели. К концу XVIII века настойчивое стремление следовать «заветам Петра» привело к тому, что русская армия выглядела старомодно. Попытка князя Потемкина при Екатерине II создать новый стиль военной формы совершенно не прижилась, так как шла вразрез моде. Так что Павел I лишь следовал требованиям времени. Но вскоре военную моду станут определять сами русские.
Русский код и утиль западных париков
Александр I очень любил армию, много занимался ее проблемами и, конечно же, лично участвовал в разработке образцов русских мундиров. При нем солдаты и офицеры переоделись во фрачные мундиры, вместо треугольных шляп стали носить двуугольные, а от париков избавились. Затем шляпы и вовсе стали принадлежностью лишь офицерской формы, а полевая армия в качестве головного убора получила моднейший фетровый кивер, украшенный высоким султаном из конского волоса. Именно в таком виде русская армия в 1812–1814 годах уничтожила войско Наполеона и принесла Европе мир и безопасность.
Российская империя не только стала гегемоном Европы. Ее войско превратилось в образец для всех. Наши союзники, пруссаки, переодели свою армию «в русском стиле». И даже завели собственные казачьи части. Хотя мода на все русское постепенно перестала быть манией, русский военный стиль теперь стал общеевропейским. Элементы русского военного костюма заимствовали все страны, кроме, наверное, Британии и США – слишком не похожи были их традиции на наши.
Русский стиль как образец для всех
При Николае I русский мундир развивался по канонам, заданным еще Александром I. Фрачный покрой, узкий силуэт, демонстрирующий атлетическое сложение, парадные белые брюки – вот что определяло облик русского солдата. В качестве головного убора сначала носили кивер, затем – кожаную каску с пикой, за честь изобретения которой до сих пор спорят Россия и Пруссия. Мундир николаевского времени отличался строгостью, изяществом и разнообразием. Любой полк русской армии можно было опознать с первого взгляда по цвету отделки и различным знакам. При Александре II военная мода вновь резко меняется. Вместо фрачных мундиров приходят короткие полукафтаны, отдаленно похожие на современную парадную форму. Сначала на них два борта пуговиц, потом один (и экономно, и лаконично). Гвардия на парад надевает кожаные каски, армия – суконные кепи мундирного цвета с цветным околышем. В таком виде русская армия громит турок в войну 1877-1878 годов. Александр III очень любил «народный стиль». Поэтому император приказал одеть все войско в национальный костюм, сделав солдат и офицеров похожими на извозчиков. Мешковатый кафтан без пуговиц, с минимумом цветных деталей и маленькой барашковой шапкой смотрелся бедно. К тому же новый император отменил старинные кавалерийские полки уланов и гусар, превратив их в заурядных драгун.
Новый мундир совершенно не пользовался популярностью. По этой причине именно тогда в армии появилась традиция неуставных изменений формы, чтобы сделать ее хоть чуточку красивее. Мундиры удлиняли или, наоборот, обрезали почти до талии. Шаровары шили так, чтобы они огромными складками ниспадали на сапоги. Сами сапоги делались со специально смятым в гармошку голенищем.
Рост престижа, как и рост жалования
Николай II с самого начала своего правления получал множество просьб офицеров вернуть старую форму. Сначала драгуны получили мундир с пуговицами. Уже это маленькое нововведение вызвало восторг. Затем всей гвардии и армии восстановили форму эпохи Александра II, модернизировав ее в соответствии с требованиями времени. Так, после 1907 года русская армия получила темно-зеленый двубортный мундир, гвардейцы надели богато украшенные кивера, у кавалерии появилась эффектная уланская и гусарская форма. Престиж русской армии резко пошел вверх. Этому способствовало и повышение жалования.
Узнаваемые гимнастерки
К началу Первой мировой войны русская армия подошла уже имея полевую форму – легендарную гимнастерку, например. Настолько удобную и красивую, что, когда в 1943 году в СССР решили ввести мундир для победителей Германии, выбор пал на восстановление старой русской военной формы, принятой еще при царе.
Уважение к воинскому сословию, а также большое количество старой военной униформы, попавшей со складов «в народ» на излете СССР, породили развивающийся тренд на милитари в российском обществе. Это выражается во всеобщей любви среди мужчин к камуфляжу и защитным оттенкам, а также в моде на пальто-шинели и рубашки-гимнастерки. Появились бренды, практически целиком посвященные военному стилю, переосмысляющие русскую армейскую форму. Самый свежий пример – «24 Новый русский бренд», в ассортименте которого есть гимнастерка, китель и ватник.
Михаил Диунов кандидат исторических наук, публицист