Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.
24 Новый русский бренд

Косоворотка: русская рубашка

От древности до наших дней
Среди прочих русских символов всегда особо выделяется косоворотка. И действительно, подобной одежды нет больше ни у кого. Похожие рубахи мы можем встретить у других европейских народов, но у них обязательно будет прямой ворот. И только русские изменили старинную одежду, сместив застежку суть влево. Именно поэтому косоворотку во всем мире иначе называют «русская рубашка».
Насколько одежда с косым воротом древняя? Точно сказать невозможно. Но данные археологии сообщают нам, что подобные (но не идентичные) рубахи были еще у древних европейцев, что населяли степи Евразии. Были они и у скифов, обитавших в Причерноморских степях. Похожую одежду мы видим у германцев и кельтов. Дело нехитрое: из прямого, сложенного пополам куска полотна кроятся рукава и прорезается отверстие для шеи, после чего ткань сшивается и появляется удобная рубаха.

А из остатков ткани делается невысокий стоячий воротник. Почему стоячий? Да потому, что его проще сделать, нежели отложной и потому, что он гораздо удобнее: и от ветра защитит и, расстегнутый не мешает.

У южных народов, обитавших в мягком теплом климате, были распространены одежды вроде туник, но стоит переместиться чуть севернее, и без воротника уже не обойтись. Рубахи, весьма похожие на позднейшие славянские, находят в Пазырыкских курганах на Алтае, где в I тысячелетии до н.э. обитали древние европеоиды, близкие родственники скифов.

К моменту, когда на исторической сцене появляются славяне, мужской костюм стран Европы уже сложился. Это была рубаха, неширокие штаны, удобные для верховой езды, длинный кафтан в качестве верхней одежды, сапоги и шапка. Такую одежду мы встретим и у жителей Британских островов, и у средневековых обитателей Византийской империи. Будут лишь небольшие отличия в качестве ткани, ее крое и украшениях.

Именно эту одежду использовали славяне, когда они распространились по всей восточной Европе. Греческие источники описывают могучих воинов, в белых рубахах, что не признавали доспехов и бились со щитами и мечами в руках. Когда часть славян ушла на восток, чтобы стать там древнерусским народом, они принесли этот стиль и на свою новую родину.
Дальше происходит самое интересное. В XII веке начинается масштабная колонизация русскими Волго-Окского междуречья – Залесской Руси, новых территории , что ранее были заняты дремучими лесами и заселены немногочисленными финно-угорскими племенами. Русские первое время обосновались на границе этих земель, основав город Ростов Великий , но дальше не пошли – не было нужды. Однако постепенно население Руси росло, земель стало не хватать. К тому же постоянные междоусобицы на территории «старой» Руси, вокруг Киева привели к разорению крестьян, хозяйство которых постоянно оказывалось под ударом во время военных конфликтов.

И тогда началась великая миграция на северо-восток. Уезжали целыми общинами. Так, например город Переславль-Залесский был основан переселенцами из Переяславля-Русского, что неподалеку от Киева.

Именно там, на новых землях зарождалась новая Русь — Владимирская, а затем Московская, вокруг которой потом вновь объединились разобщенные русские княжества. Там сложился не только современный русский язык и русская культура, но и сформировалась новая традиция одежды. Именно там появилась косоворотка.
Данные археологии говорят нам, что уже в XII веке на Владимирских землях произошел перенос ворота мужской рубахи из центра в сторону. Отчего это произошло, точно неизвестно. Есть несколько гипотез. Прославленный культуролог Д.С. Лихачев полагал, что косой ворот появился из-за того, что в него при движении не выпадал нательный крест, который тогда стал главным символом православного русского человека. Вторая версия принадлежит известному этнографу Д.К. Зеленину, который считал, что переселенцы с более южных земель, придя на северо-восток придумали как улучшить защиту от ветра. Ведь косая застежка лучше спасала от холода. Но вполне возможно, что смещение ворота произошло просто потому, что именно тогда русская мужская одежда застегивалась справа налево, совсем не так, как в наши дни. Вот вместе с воротом кафтана, поменялась и нательная рубаха.

Так или иначе косоворотка стала национальной русской одеждой. Ее носили все, от крестьян до горожан, от простых воинов до бояр и князей. Носили косоворотки и женщины, только у них она была без стоячего воротника и обязательно украшалась вышивкой. Ведь женщины всегда должны выглядеть красиво. Такая рубаха делалась очень длинной почти до пят. Поверх женской косоворотки надевался не менее традиционный русский сарафан.

Косоворотки простого народа шили из льняной или пеньковой ткани (последняя была очень прочной , что делало ее крайне удобной для рабочей одежды). Богатые и знатные люди на Руси шили рубахи из шелка, что привозили с Востока. Стоило это очень дорого, но зато шелковая ткань отличалась красивым блеском и была очень гигиеничной . Знали в России и хлопковые рубахи, но хлопок везли к нам из Персии и Индии, цена заморской ткани была высокой , а внешний вид заметно уступал шелку. Так что время хлопковых косовороток пришло лишь в XIX веке после распространении массового выращивания хлопка и промышленного производства хлопчатобумажной ткани.
Косоворотка оказалась настолько совершенной, что не менялась веками. В шведской королевской сокровищнице в Стокгольме хранится русская льняная косоворотка захваченная армией Карла XII после битвы под Нарвой в 1700 году. Она точь-в-точь такая же, как рубахи в XV или XIX веках.

Кстати, до середины XIX века русская косоворотка отличалась тем, что на воротник редко пришивали пуговицы. Они были дороги и составляли важный элемент одежды знати. Хорошие пуговицы могли вытачивать из кости, а то и перламутра или отливать из золота и серебра. Простой же народ обычно обходился завязками вместо пуговиц. Именно так выглядела белая льняная (позднее хлопковая) нательная рубаха, которая была обязательной частью обмундирования русского солдата от Петра I до Николая II.

Так что все великие войны, что составили славу Российской империи в XVIII-XIX веках были выиграны в косоворотках.

Надевали такие рубахи и офицеры. Косоворотка была простой, недорогой и очень удобной . Хотя начиная с Петра I, среди благородного сословия распространилась мода на западную сорочку из тонкой ткани с кружевными воротником и манжетами. Но это был предмет роскоши, а в походе офицеру куда больше годилась солдатская косоворотка, разве что сшитая из более тонкой и мягкой ткани.

Когда в 1862 году в русской армии ввели особую облегченную форму одежды для занятий физкультурными упражнениями ей стала именно косоворотка. Теперь она получила имя гимнастической рубахи, что в войсках быстро упростили до «гимнастерки». Гимнастерка так понравилась армии, что в 1870-х годах в частях расположенных в жарком Туркестане, ее сделали походной формой , вместо слишком теплого мундира из толстого шерстяного сукна. Живописные полотна В.В. Верещагина донесли до нас образы русских солдат в белых гимнастерках и офицеров в белых кителях (о которых мы уже рассказывали). В 1907 году русская армия получила защитную форму, основой которой стала гимнастерка цвета, близкого к гороховому, его еще называли тогда «шанжан».
Но кроме одинаковых белых, а затем защитных гимнастических рубах, у лейб-гвардии стрелкового полка императорской фамилии, шефами которого были русские императоры, начиная с Александра II, косоворотка была частью парадной формы. Солдаты и офицеры отличались яркой малиновой рубахой , которая у офицеров шилась из шелка и украшалась золотыми форменными пуговицами. Стрелковый полк в парадном построении выглядел очень эффектно и всегда вызывал самую живую реакцию у иностранных гостей . В такой рубахе любил появляться на людях сам император Николай II.

Но не одной армией жила русская косоворотка в XIX – начале ХХ века. Когда на волне романтического интереса к своему прошлому в России появляются славянофилы, они первым делом ввели в обиход простонародную рубаху с косым воротом. Она символизировала национальный дух и близость к народу. Она отрицала европейскую сорочку, что носили с фраком или сюртуком. Уже к середине века даже аристократия вспомнила про удобство косоворотки. Ее стали считать вполне приличным надевать во время пребывания в загородной усадьбе или дома в качестве повседневной одежды. За знатью потянулся средний класс, демонстрировавший близость к народу и демократизм.
В результате к концу XIX косоворотка триумфально ворвалась в городской гардероб. Известным любителем такой рубахи был граф Л.Н. Толстой . Писатель-народник М. Горький постоянно надевал косоворотку как символ своих убеждений. В таких рубахах запечатлены на фото знаменитые поэты А.А. Блок, С.А. Есенин, Н.А. Клюев. Вообще литераторы и живописцы Серебряного века очень ценили косоворотку. Поддался обаянию русской национальной одежды даже великий чешский художник модерна Альфонс Муха, который ратовал за объединение славянских народов.
Вполне возможно, дело шло к тому, что в России появится новый элемент высокой и престижной моды – рубаха с косым воротником, которая полноправно войдет в мировую моду. Тем более что русским национальным стилем во времена Николая II очень интенсивно занимались. И в живописи, и в архитектуре, и в моде. Достаточно вспомнить знаменитый «Русский бал» 1903 года, где все приглашенные присутствовали в старинных русских костюмах, поразивших весь мир своей красотой и роскошью.
Но революция прервала национальное развитие России. На несколько десятилетий ей было отведено место в фольклорных ансамблях. И только в наши дни, когда начинается новое национальное возрождение, косоворотка возвращается как важный элемент уже не фольклорной , а городской одежды.

Михаил Диунов
кандидат исторических наук, публицист