Кстати, русские элементы проникли не только в одежду. При Николае I получает признание русско-византийский стиль в архитектуре. Его высшие воплощения — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. В новом архитектурном стиле зрителей впечатляло сочетание классических пропорций, восходящих к античному зодчеству, с традициями византийских храмов и теремов старой Руси.
Но не только императоры работали над русским стилем. В царствование Николая I началось встречное движение, когда русское общество, руководствовавшееся национальными чувствами, само предлагало новую моду в патриотическом стиле. В 1830-е годы в России появляется движение славянофилов. Это были философы и историки, которые решили, что достаточно заимствовать идеи с Запада и стоит обратиться к русским обычаям в поисках способов наилучшего общественного устройства.
Свои идеи славянофилы пропагандировали не только в толстых журналах и книгах. Они создали особую моду, взяв за основу традиции допетровского времени XVI-XVII веков, которые считали эпохой наивысшего расцвета русского национального характера, периодом существования русского национального государства, ещё не «испорченного» западным влиянием. Для отражения этого русского духа была придумана новая одежда, которую с энтузиазмом стали носить, сочетая непривычный стиль с бородой, что в те времена выглядело весьма непривычно.
Славянофилы решили, что другие славянские народы — сербы, поляки, чехи — сохранили свои традиции куда лучше русских. И поэтому, недолго думая, стали заимствовать элементы их национальных костюмов, создавая совершенно фантастическую моду. Правда, они не учли того факта, что балканский и польский костюмы испытали очень сильное влияние турецкого платья, которое в эпоху могущества турок было настолько широко распространено, что его носили даже при дворе императора в Вене. Так что простой народ частенько принимал патриотических модников за «персиян».
Впрочем, один из славянофильских экспериментов в итоге имел успех. Они популяризировали старорусскую шапку мурмолку, которая вошла в широкий обиход. К концу XIX века мурмолка стала одной из самых распространённых в России зимних мужских шапок. Её и до сих пор носят. Когда увидите немного сужающуюся к верху шапку с отворотами, знайте: она вернулась в Россию благодаря поэтам и философам Константину Аксакову и Алексею Хомякову.