Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.
24 НОВЫЙ РУССКИЙ БРЕНД

Как в России создавали национальный стиль

А русская аристократия полюбила народный костюм
Когда Пётр Великий совершил грандиозный переворот в русской культуре, эти перемены на удивление не вызвали никакого сопротивления. Русские весьма охотно переоделись в немецкие кафтаны и французские парики, надели на головы треугольные шляпы, а на ноги — кюлоты с подвязками и туфли с пряжками. Почему? Да потому что это было модно! Сила моды столь велика, что способна без труда сокрушить самую прочную традицию. Ведь всякий человек хочет выглядеть так, чтобы, глядя на него, никто не мог ему сказать: «Ну-у-у, дорогой, это давно устарело, да ты не актуален!».

В далёкие времена мода в России создавалась правителем. Ещё про великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, говорили, что когда он уже немолодым женился на юной княжне Елене Глинской, то чтобы понравиться жене, сбрил бороду и стал носить польский костюм. Это немедленно привело к тому, что все придворные сделали то же самое. Ну а когда любивший польское и венгерское платье царь Алексей Михайлович начал носить иноземный костюм, за ним не просто последовал царский двор — польское платье было официально закреплено законом. Как видим, Пётр I был в модных нововведениях далеко не первым.
Но прошло некоторое время. Россия стала великой державой, к слову которой внимательно прислушивались в Париже и Лондоне. И русская элита начала задавать вопрос: если мы играем столь значительную роль в мировой политике, то почему существует французская и английская мода, но нет русской? Это выглядело немного обидно. Так в России пришли к мысли о необходимости создания своего национального стиля в моде и прежде всего в одежде.

Начала этот процесс Екатерина II, всегда очень тонко чувствовавшая настроения, витавшие в воздухе. Её политика была направлена одновременно на усовершенствование существующих порядков, привнесение в Россию идей прогресса и свободы, но вместе с тем императрица постоянно подчёркивала, что все перемены происходят на основе русских традиций; что её правление — это эпоха русского национального возрождения.
Что же сделала Екатерина II? Она начала осторожно изучать традиции простонародной одежды. А изучивши — менять, осовременивать. Простой крестьянский сарафан, сшитый из дорогой ткани, с учётом фигуры, украшенный золотым шитьём, вдруг оказался платьем, которое не стыдно надеть самой императрице. Вместо европейских епанчей, плохо согревавших в русские холода, в обиход благородного сословия вернулись русские шубы и меховые шапки. Так, поразительным образом русский народный стиль стал распространяться через верхушку общества, которая, казалось, полностью усвоила европейские обычаи и не мыслила жизни без французских мод. Но нет. Национальная гордость заставила русскую аристократию начать одеваться в «русском стиле».

Русское платье было придумано, описано в официальных документах и введено как одежда придворных дам. Элементы старинных традиций попали даже в придворный этикет. Граф Эстерхази в 1791 году писал, что императрица на торжественной церемонии в Тронном зале Зимнего дворца отдавала почётным гостям троекратный поклон «по русскому обычаю». Столичный журнал мод «Магазин» в 90-е годы XVIII века сообщал, что русское платье стало необычайно популярным и носится повсюду: от высшей аристократии до простых помещиков в глубокой провинции.

Следующий шаг в развитии русского стиля сделал Николай I. Он всячески боролся со свойственной элите галломанией и англоманией. При императорском дворе все заговорили на русском языке, в чём Николай сам подавал пример. А для придворных дам он лично придумал новую русскую одежду (Николай I отличался превосходным вкусом, что отмечали все современники, прекрасно рисовал и мог без труда попробовать силы на поприще кутюрье). Уже на коронационных торжествах новый император приказал всем женщинам быть в русском платье. А затем оно было введено официально.

Голову придворных дам венчал роскошный высокий кокошник с драгоценными камнями и жемчугом. Верхнее платье было сделано на манер сарафана и украшалось богатым шитьём. Нижнее — в подражание крестьянской одежде шили из белого атласа. Фрейлины вместо французских причёсок носили длинные косы в русском стиле. Так крестьянская мода стала модой высшей элиты Российской империи. Иностранцев, оказавшихся при русском дворе, поражала красота придворного платья и роскошь его отделки. Современники отмечали, что нигде в мире нет столь эффектных и изящных платьев и головных уборов. Эта традиция, заложенная Николаем I, оказалась настолько сильна, что продержалась до падения монархии в 1917 году.
Кстати, русские элементы проникли не только в одежду. При Николае I получает признание русско-византийский стиль в архитектуре. Его высшие воплощения — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. В новом архитектурном стиле зрителей впечатляло сочетание классических пропорций, восходящих к античному зодчеству, с традициями византийских храмов и теремов старой Руси.

Но не только императоры работали над русским стилем. В царствование Николая I началось встречное движение, когда русское общество, руководствовавшееся национальными чувствами, само предлагало новую моду в патриотическом стиле. В 1830-е годы в России появляется движение славянофилов. Это были философы и историки, которые решили, что достаточно заимствовать идеи с Запада и стоит обратиться к русским обычаям в поисках способов наилучшего общественного устройства.

Свои идеи славянофилы пропагандировали не только в толстых журналах и книгах. Они создали особую моду, взяв за основу традиции допетровского времени XVI-XVII веков, которые считали эпохой наивысшего расцвета русского национального характера, периодом существования русского национального государства, ещё не «испорченного» западным влиянием. Для отражения этого русского духа была придумана новая одежда, которую с энтузиазмом стали носить, сочетая непривычный стиль с бородой, что в те времена выглядело весьма непривычно.

Славянофилы решили, что другие славянские народы — сербы, поляки, чехи — сохранили свои традиции куда лучше русских. И поэтому, недолго думая, стали заимствовать элементы их национальных костюмов, создавая совершенно фантастическую моду. Правда, они не учли того факта, что балканский и польский костюмы испытали очень сильное влияние турецкого платья, которое в эпоху могущества турок было настолько широко распространено, что его носили даже при дворе императора в Вене. Так что простой народ частенько принимал патриотических модников за «персиян».

Впрочем, один из славянофильских экспериментов в итоге имел успех. Они популяризировали старорусскую шапку мурмолку, которая вошла в широкий обиход. К концу XIX века мурмолка стала одной из самых распространённых в России зимних мужских шапок. Её и до сих пор носят. Когда увидите немного сужающуюся к верху шапку с отворотами, знайте: она вернулась в Россию благодаря поэтам и философам Константину Аксакову и Алексею Хомякову.
Но настоящий расцвет моды на всё русское пришёлся на время правления Александра III. Этот царь не любил заграничные моды (да и вообще всё иностранное) и считался убеждённым патриотом. При нём вся армия переоделась в мундиры «русского кроя», при нём расцвёл и получил самое высокое одобрение русский стиль в архитектуре, подаривший множество шедевров, таких как храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге или здание Исторического музея в Москве.

Традицию, заложенную отцом, продолжил император Николай II. При нём в России расцвела национальная живопись. Васнецов и Билибин создавали шедевры, вдохновлённые русским прошлым и русской мифологией. Продолжилось строительство прекрасных общественных и церковных сооружений в русском стиле. А в части моды вершиной последнего царствования стал знаменитый Костюмированный бал 1903 года, когда все его участники явились к императорскому двору в нарядах XVII века.
Современник вспоминал: «Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания». Бал XVII века произвёл эффект разорвавшейся бомбы: русский стиль вошёл в моду по всему миру. Огромными тиражами расходились открытки с участниками бала. Был издан роскошный альбом, все доходы от которого пошли на благотворительность. Даже известная в наши дни колода карт «Русский стиль» была создана немецкими художниками под впечатлением события в Санкт-Петербурге.
Михаил Диунов
кандидат исторических наук, публицист