переосмысление и воссоздание национального сознания в одежде
В наши дни, когда под громогласные завывания украинской пропаганды весь мир безуспешно, но очень старательно пытается «отменить» русскую культуру, как никогда более важным становится прочное утверждение в России национальных основ. Во всём, в том числе в одежде.
Именно поэтому сегодня столь частыми стали споры: а есть ли вообще современная русская национальная одежда и если её нет, то можно ли создать заново? Причем не в фольклорном виде, пригодном лишь для ансамблей народной музыки и танца, или этнографических фестивалей, а как одежду современного городского человека. Удобную, эстетичную и престижную.
Сделать это можно. Интерес к национальным мотивам становится в России все сильнее. Этим пользуются и модельеры, и производители модной одежды, вводя «русскую тему» в свои коллекции. Вероятно, пройдёт совсем немного лет и люди в стильных косоворотках и дорогих кителях не будут никого удивлять, а новый национальный стиль одежды успешно впишется в дресс-код.
Однако же, каким должен быть этот новый национальный русский стиль? Прежде всего, необходимо отказаться от преднамеренной архаизации.
Русское чувство прекрасного сформировано той эпохой России, что началась после великих реформ Петра I. Мы мыслим категориями модерна, мы уже давно городской народ, наша эстетика — это эстетика классицизма, барокко, ампира и ар-деко. Поэтому самым правильным было бы обратиться к тем традициям в одежде, что сформировались в России к концу XIX века.
И что же мы получим, спросит читатель. Разумеется, прежде всего влияние русского военного мундира. Да, да, именно «милитари» стиль, столь любимый сегодня, даст русской мужской моде самый мощный потенциал развития. Посмотрите на военные сюртуки и кителя – они и сегодня смотрятся красиво и современно. Не зря над обликом русского солдата и офицера работали императоры Александр I (икона стиля для Европы в начале XIX столетия), Николай I и Александр II (люди с безупречным вкусом), а также обращавшие большое внимание на национальные традиции Александр III и Николай II.
Сюртук был любимой мужской одеждой XIX – начал ХХ веков. Красавцы в изящных сюртуках запечатлены на множестве картин и фотографий той эпохи. Его носили все сословия от высшего света Санкт-Петербурга, до купцов и разбогатевших крестьян и мастеровых.
Его силуэт очень изыскан и куда более красит мужчину, чем английский пиджак, ставший обязательностью частью мужского костюма за последние сто с лишком лет. Единственное, в чем нуждается сюртук, так это в некоторой модернизации, немного укоротить, и – вот отличная парадная одежда готова.
Не стоит забывать и про китель. Он проще сюртука, его легче шить, он дешевле, он менее формально выглядит и вполне годится для того, чтобы стать частью повседневного мужского костюма. Опять же, в кителе нет ничего не современного. Он даже весьма похож на национальную немецкую куртку «трахт», которую по сей день считают своим долгом надеть на всякий праздник южные немцы от Баварии до Австрии. Причём, если трахт выглядит несколько карнавально из-за обязательной цветной отделки воротника и карманов, то русский китель выглядит куда более сдержано и строго.
Наконец, перейдём к нижней одежде. Сейчас мужская сорочка – почти безальтернативный вариант для любого мужчины. Но к кителю гораздо лучше выглядит (и будет куда удобнее) традиционная русская косоворотка, воротник которой просто создан для того, чтобы надевать ее под китель.
Благо к косоворотке сейчас существует массовый интерес, ее предлагают уже очень многие производители одежды, и она все более уверенно входит в моду. Ну а в мире военной моды она находится уже очень давно. Её ввел туда ещё император Николай II в 1905 году, утвердив в качестве парадной формы лейб-гвардии Стрелкового императорской фамилии полка, темно-зеленый русский кафтан и носимую под ним малиновую косоворотку.
Современная косоворотка может быть и белой, и красной, или малиновой (очень любимые в прошлом цвета) и синей, и чёрной, или серой. Пуговицы могут располагаться как на закрытой планке, так и открыто. Могут быть в цвет ткани или же блестящими металлическими в старорусском милитари-стиле. Главное, что она не должна быть вышитой. Такой облик косоворотки оставим для солистов фольклорных ансамблей. Строгая, одноцветная или из ткани в мелкий узор косоворотка способна стать настоящим символом русской национальной одежды.
Особенный интерес в формировании изящного облика принадлежит жилетам. В России всегда очень любили жилеты и глядя на мужчин прошлых времен, мы почти не увидим людей без этой характерной части мужского гардероба. В советское время жилет сделали частью карикатурного облика недобитого буржуя или кулака, отчего он вдруг стал считаться «несвоевременным» и почти вышел из моды, сохранившись лишь в костюмах тройках, которые шили почти исключительно на заказ и поэтому считались атрибутами жизни элиты.
Меж тем в последние годы наблюдается особый подъем интереса к жилетам, особенно сделанным «под старину», двубортным, часто с бархатным воротником и металлическими или роговыми пуговицами. В таком жилете не стыдно отправиться хоть в гости, хоть на вечеринку. И, надо сказать он тоже очень неплохо смотрится с косовороткой.
Но не только лишь косоворотка может сформировать образ современного русского денди. К сюртуку отлично подойдет сорочка со стоячим или стояче отложным воротником, какую носили в эпоху Российской империи. Ее обязательный элемент – изящные отложные манжеты с запонками, способны украсить самый торжественный костюм. В таком виде не стыдно отправиться даже на собственную свадьбу, года хочется выглядеть особенно парадно.
Не забудем о галстуке. Косоворотка вовсе не нуждается в этом аксессуаре, который многие мужчины считают неудобным и отжившим свой век. Но вот к сюртуку галстук просто необходим. И будет правильным создать для русского национального костюма особенный галстук, отличающийся от современных образцов, которые рабски следуют английскому стилю. Таким галстуком может стать изысканный шелковый шейный платок, который в менее формальном варианте носиться под расстегнутым воротником сорочки, а в формальном, завязывается узлом, который стоит закрепить галстучной булавкой – еще одним мужским аксессуаром прошлой эпохи, который может возродиться в современной моде.
А что с верхней одеждой спросите вы? И тут у русского стиля есть достойный ответ: стёганная куртка, которой в советское время досталось презрительное прозвище «ватник». Меж тем, этот самый ватник – восходит еще к средневековью, когда русские бояре-витязи и западноевропейские рыцари надевали под доспех простёганную куртку, которая смягчала удары оружием. Так что на деле происхождение ватника – самое благородное. Не случайно стёганная куртка была одной из любимых видов верхней одежды британской королевы Елизаветы II, которую все признавали настоящей иконой высокого стиля. Стёганка из хорошего теплого сукна может заменить пальто осенью и в не слишком холодную зиму.
А для более серьезных холодов у нас есть еще два русских изобретения: бушлат и шинель. Бушлат и в наши дни пользуется большим спросом, так что в рекламе не нуждается. А на основе николаевской шинели можно сделать отличное и очень красивое мужское зимнее пальто. Которое будет куда красивее привычных (и снова английских) пальто кромби, честерфилд или реглан. Что касается шапок – и тут у нас есть немало историчных и национальных образцов. Русский картуз отлично выглядит и не уступает английской кепке. А если посмотреть на каталоги русской торговли до 1917 года, то мы увидим там множество фасонов зимних шапок, которые все были буквально «убиты» в советской время уродливой и пошлой ушанкой. Папаха, финка, кубанка, боярка, московка, мономах, малороссийка – все это разнообразные, удобные и незаслуженно забытые русские зимние шапки. Которые вполне могут вернуться в обиход современного русского мужчины, ценящего стиль и готового продемонстрировать свой хороший вкус.
Рассмотрев лишь самые важные элементы мужского гардероба, мы легко убедились, что он может быть создан в русском стиле, сохранив при этом все достоинства современной одежды всех видов: деловой, торжественной и казуальной. Давно пора отказаться от диктата англо-франко-итальянской моды и вернуть русским их национальные традиции в одежде. Благо они у нас есть и нам есть за что испытывать законную гордость.
Михаил Диунов кандидат исторических наук, публицист