Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.
24 Новый русский бренд

Русский белый китель

Безупречный цвет для безупречной службы
Всем отлично знаком образ русского офицера в двубортном белом кителе с золотыми погонами и гербовыми пуговицами. Эта военная одежда не просто удобна, она очень красива и совсем не случайно стала одной из самых популярных в русской армии. В чём-то даже её символом. Ведь если мы посмотрим на батальные картины второй половины XIX века, изображающие сражения за Туркестан или бои русско-турецкой войны 1877-1878 годов, то увидим там русских военных именно в этой форме. Прославленный генерал Михаил Скобелев получил своё прозвище Белый генерал не только за то, что служил «белому царю», как на Востоке называли русского императора, но прежде всего потому, что очень любил белый китель, который в нарушение всех правил ношения военной формы надевал даже в бою.
Но откуда в русской армии появился белый китель? Его история восходит к XVIII веку. Тогда солдаты кавалерии, которые должны были ежедневно чистить своих коней, получили для работы в конюшне длинную куртку из некрашеного льняного полотна (то есть светлого, серо-белого цвета). Такая одежда была очень прочной, а если запачкаешь — быстро стиралась. И вообще, она легко поддерживалась в чистоте, что для солдата крайне необходимо. К тому же некрашеная материя стоила недорого, а это в масштабах армии было важным условием. Так солдаты избавились от постоянного риска попортить свой мундир. Да и работать в куртке свободного кроя было куда легче.

В 1856 году, после начала больших военных реформ Александра II, в числе которых было упрощение мундиров, куртки нижних чинов кавалерии укоротились и стали называться кителями.

В гвардии их шили из более тонкого фламского полотна, а в армии — из более дешёвого равендука (грубой льняной ткани, наподобие парусины). И тут выяснилось, что эта, казалось бы, исключительно рабочая одежда столь хороша, что уже в 1858 году двубортные белые кители утвердили для всех офицеров русского флота. Флот у нас всегда играл роль экспериментальной площадки — новинки обычно сначала пробовали там и только потом внедряли в армии.
На флоте китель использовался летом, при корабельной службе, в то время, когда матросы носили белую форменку. Это было удобно. Ведь традиционная парадная флотская форма была хотя и очень красива, но дорога. Она также мало подходила для службы на новых паровых кораблях. Белые кители, что называется, «зашли». Отзывы о них оказались самые положительные. Так что в 1860 году такие же кители были даны всем офицерам и генералам, сначала в кавалерии, а затем в пехоте, артиллерии и прочих частях.

Кителя вводились как облегчённая летняя одежда для домашнего и нестроевого пользования. Допускалось, впрочем, надевать китель и в строю (в расположении части, например, в летнем лагере, на манёврах): в кавалерии, когда солдаты тоже выходили в строй в кителях, а в пехоте, когда солдаты надевали гимнастические белые рубахи — те самые гимнастёрки, что появились в русской армии в результате реформ Александра II.

Офицерское обмундирование традиционно шилось самими офицерами, и поэтому жёсткой регламентации не было. Какое льняное полотно покупал офицер, из такого и делали китель. Многие пользовались этой вольностью и заказывали кители из смешанной ткани из хлопка и льна, которая была легче и мягче, что особенно ценилось в жаркие летние дни. К тому же льняная форма была заметно прочнее, чем мундир из тонкой шерсти. Её можно было стирать хоть два-три раза в неделю, поддерживая в идеальной чистоте. В то время как шерстяная ткань, особенно окрашенная натуральными красителями XIX века, боялась стирки и нуждалась только в сухой чистке.

Поначалу китель был довольно длинным, чуть выше колен, но постоянно укорачивался в соответствии с общими тенденциями моды. В конце концов он достиг длины обычного пиджака, примерно в обрез нижней части рукава. Нагрудных карманов на кителе не было, только внутренние, сзади разрезы карманов украшались особыми клапанами. Китель использовали только с погонами (эполеты оставались частью парадной формы) и с форменными пуговицами, такими же как на парадном мундире. На китель надевали награды, которые носили с обычной формой. Летом же вместе с облегчённой одеждой офицерам был дан белый чехол на тулью фуражки — с кителем это выглядело очень красиво. Да и голову не пекло.
В 1862 году белый китель и гимнастёрка становятся строевой формой в Туркестане, где русская армия вела долгую войну за покорение этого края. Тогда вовсю шла «Большая игра» с Великобританией. Две империи соревновались в том, кто будет хозяином Центральной Азии. Победила Россия. Но для этой победы пришлось немало повоевать в самых суровых условиях. Поскольку в азиатских пустынях и степях большую часть года стояла страшная жара, войскам сделали заметные послабления.

Особо приметный вид ветеранам придавала белая форма, белые кепи или фуражки с белым назатыльником, защищающим шею от палящего солнца, и сразу бросающиеся в глаза замшевые шаровары (чамбары) малинового цвета, заправляемые в сапоги. Их специально приняли для туркестанских войск, позаимствовав из одежды азиатских кочевых племён. Ведь чамбары неплохо защищали от укусов змей и не так быстро вытирались в походных условиях, как строевые шерстяные шаровары.
Моряки в конце XIX века опять вырвались вперёд.

В 1892 году во флоте офицерский китель стал однобортным с пятью пуговицами. Для большей утилитарности у него появились прорезные нагрудные карманы. Именно этот образец морской формы стал настолько популярен в мире, что его позаимствовали очень многие страны. А в ХХ веке такая летняя форма стала приравниваться к парадной. Когда сегодня мы видим морских офицеров в белой форме со стоячим воротником — стоит вспомнить, что это дошедшая до наших дней дань памяти военной моде Российской империи.


Существует широко распространённое заблуждение, связанное с белыми кителями. Якобы в годы русско-японской войны наши офицеры оказывались под прицельным огнём вражеских стрелков из-за того, что были вынуждены носить белый китель. Но на самом деле работы по введению в русской армии защитного обмундирования стартовали ещё до начала войны, а закончились весной 1904 года. Так что к моменту первого боевого столкновения с японцами на реке Ялу русские офицеры и солдаты уже носили форменную одежду различных оттенков серого и горохового цвета.

В 1907 году, как раз по итогам прошедшей войны и после утверждения нового образца защитного обмундирования, белый армейский китель ушёл в прошлое (во флоте, впрочем, никто даже не думал отменять белую форму). Однако сила эстетики белого цвета была столь сильна, что такая форма вернулась в советское время. В 1931 году белые летние гимнастёрки утвердили для сотрудников милиции, резонно решив, что защитное обмундирование им не слишком то актуально. В 1935 году в Красной Армии восстановили офицерские звания. С целью повышения престижа советских офицеров была введена новая более качественная форма, в том числе летняя белая гимнастёрка и фуражка с белым чехлом. Получилось почти как в царской армии. А когда в 1940 году вернули генеральские звания, белый летний китель дали генералам.
Важным этапом в истории стала реформа 1943 года, когда армия получила новый (на самом деле, старый — царский) мундир с погонами, во всей красе продемонстрированный на Параде Победы в 1945 году. Тогда белый летний китель для офицеров сохранился и продолжал активно использоваться. Его отменили только после того, как произошёл отказ от традиционных русских мундиров со стоячими воротниками в пользу открытых кителей с рубашкой и галстуком. Процесс начался в 1949 году для авиации и бронетанковых войск, а в 1955-1956 годах для остальных родов войск.
Так закончилась почти двухвековая история белого офицерского кителя, который в наши дни возвращается как важный элемент моды для возрождающейся России.