Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.
24 Новый русский бренд

СМИРИТЕЛЬНАЯ РУБАШКА РЕКОНСТРУКТОРА

переосмысление и воссоздание национального сознания в одежде
В России издревле принято дискутировать по поводу русского национального костюма. Эта традиция не угасает и по сей день, взрываясь все новыми и новыми ударными волнами жарких споров. Кому-то по вкусу косоворотка, кто-то бьется за ватник, а кто-то с гордостью носит одежду с милитари-акцентом.

История русского костюма действительно сложна и многообразна. Наша культура складывалась на протяжении тысячелетия, и что на самом деле можно считать национальной одеждой не самый банальный вопрос. Тем более у каждого сословия в той же Российской империи были свои мода и стиль. Потому дать однозначный ответ невозможно. В равной степени русскими можно считать и сюртук, и тегиляй, и косоворотку, и даже костюм-тройку.
При этом важно понимать, что национальный стиль не должен терять благородства, увлекаться примитивной реконструкцией и прославлять искусственно созданные нарративы.

В то время как мы заново создаем идеальную городскую рубашку — косоворотку — наши соседи-славяне пошли по кривой дорожке. К примеру, на Украине никаких споров не ведется в принципе, и национальная украинская одежда — это однозначно вышиванка и только она.

В России над вышиванкой принято посмеиваться и считать ее «селюковской одеждой». В каком-то смысле так оно и есть. Но это лишь макушка полуправды, за которой скрывается натуральный айсберг реконструкторского абсурда.
Вышитые сорочки известны еще со времен Древней Руси. О них упоминается в летописях, в свидетельствах путешественников. Одежда с вышивкой встречается даже на росписях в храмах. Понятное дело, что в те времена никакой особой украинской идентичности не существовало в природе, а вышитые сорочки можно было назвать не только общерусским, но и общеславянским одеянием.

Полноценная история вышиванки в качестве «украинской национальной одежды» берет начало лишь в конце XIX века. Удивительным образом она совпадает с началом конструирования украинского национального мифа. Прообразом вышиванки стала национальная одежда галицких русинов — немногочисленного славянского народа из Карпат.

Никакими украинцами русины не были, они и сейчас это отрицают, но это мало кого волновало. Первым популяризатором вышиванки стал украинский писатель Иван Франко. Деятель любил шокировать приличных людей тем, что надевал расшитую рубаху под костюм. Тем не менее вплоть до крушения Российской империи вышиванка оставалась одеждой даже не адекватных в целом малороссийских крестьян, а горстки спятивших интеллигентов, вообразивших себя отдельной нацией. Одеждой реконструкторов.

Краткая и позорная история УНР никак не сказалась на популяризации вышиванки. Все изменилось с приходом на территорию современной Украины советской власти. Большевики стали активно проводить политику коренизации бывших нацокраин Российской империи в противовес «русскому имперскому шовинизму». Эта политика не могла обойти стороной и Украину.

На территориях Малороссии и Новороссии последовательно насаждался конструируемый на ходу украинских язык. Конечно, новый эрзац-народ нуждался в своей национальной одежде. И тут вновь вспомнили о вышиванках, потому что ничего другого просто не было.
Вышитые рубашки в советских республиках стали крайне популярны (особенно среди партийцев) в 20-е годы. Их надевали по торжественным поводам, главным образом на коммунистические праздники. Так что, по совести, настоящим создателем и популяризатором вышиванки нужно считать не Ивана Франко, а Владимира Ленина. Как, впрочем, и всей украинской государственности.

В 30-е годы стало немного не до реконструкторских фестивалей, потому естественным образом вышиванки начали сходить на нет. Новую жизнь в «украинскую национальную одежду» вдохнул уже в 60-е Никита Хрущев, неоднократно появлявшийся в вышиванках на публике. Конечно, партийные функционеры не могли лишить себя удовольствия повторять за главой советского государства.

К концу 80-х — началу 90-х вышиванки закономерно пришли к своему оригинальному статусу субкультурной одежды украинских националистов и реконструкторов. После распада Советского Союза и выкидыша на свет суверенной Украины культ вышиванок стал частью государственной политики Киева.
Однако в стране 404, как и положено, насаждение «украинской национальной одежды» проходило через боль, слезы и стыд. Даже президенты незалежной (включая Владимира Зеленского) умудрялись путать вышиванки с русскими косоворотками на потеху публике по обе стороны беловежских границ.

В наши же дни, наверное, самый удачный и точный образ, связанный с вышиванкой, — это «смирительная рубашка» на памятнике «Родина-мать» в Киеве. Потому что на самом деле наши с ними матери — родные сестры. Просто младшая сошла с ума.