Вышитые сорочки известны еще со времен Древней Руси. О них упоминается в летописях, в свидетельствах путешественников. Одежда с вышивкой встречается даже на росписях в храмах. Понятное дело, что в те времена никакой особой украинской идентичности не существовало в природе, а вышитые сорочки можно было назвать не только общерусским, но и общеславянским одеянием.
Полноценная история вышиванки в качестве «украинской национальной одежды» берет начало лишь в конце XIX века. Удивительным образом она совпадает с началом конструирования украинского национального мифа. Прообразом вышиванки стала национальная одежда галицких русинов — немногочисленного славянского народа из Карпат.
Никакими украинцами русины не были, они и сейчас это отрицают, но это мало кого волновало. Первым популяризатором вышиванки стал украинский писатель Иван Франко. Деятель любил шокировать приличных людей тем, что надевал расшитую рубаху под костюм. Тем не менее вплоть до крушения Российской империи вышиванка оставалась одеждой даже не адекватных в целом малороссийских крестьян, а горстки спятивших интеллигентов, вообразивших себя отдельной нацией. Одеждой реконструкторов.
Краткая и позорная история УНР никак не сказалась на популяризации вышиванки. Все изменилось с приходом на территорию современной Украины советской власти. Большевики стали активно проводить политику коренизации бывших нацокраин Российской империи в противовес «русскому имперскому шовинизму». Эта политика не могла обойти стороной и Украину.
На территориях Малороссии и Новороссии последовательно насаждался конструируемый на ходу украинских язык. Конечно, новый эрзац-народ нуждался в своей национальной одежде. И тут вновь вспомнили о вышиванках, потому что ничего другого просто не было.